Главная » 2010»Февраль»23 » Медицина о последних минутах жизни Иса Масиха. Эксклюзивное научное исследование о том, что произошло на самом деле
07:53
Медицина о последних минутах жизни Иса Масиха. Эксклюзивное научное исследование о том, что произошло на самом деле
В этой статье я хочу рассмотреть
некоторые физические аспекты страданий Иса Масиха на кресте. Мы последуем за
Ним из Гефсиманского сада, через суд и пытку бичеванием, по крестному пути на
Голгофу, до последних крестных мук…
Физические страдания Масиха начинаются еще в Гефсиманском саду. "И находясь в борении, прилежнее
молился; и был пот Его, как капли крови, падающие на землю" (Лк. 22:44).
Современные богословы предлагают
самые разнообразные фигуральные толкования этой фразы, всякий раз исходя из
того, что такого попросту не могло быть. На самом же деле, не стоило так уж
трудиться - достаточно было обратиться к медицинской литературе. Hematidrosis,
или кровавый пот, - явление чрезвычайно редкое, но неоднократно
засвидетельствованное документально. В состоянии сильного эмоционального
стресса крошечные капилляры потовых желез могут лопаться, и тогда кровь
смешивается с потом. Этот процесс вызывает сильнейшую слабость, а иногда и шок.
Ночью Иисуса схватили и потащили к
первосвященнику Каиафе, где Он предстал перед Синедрионом. Затем стражники
завязали Ему глаза и принялись глумиться, требуя, чтобы Он вслепую узнал
каждого из них; на Него плевали, били по лицу...
И вот наступил следующий день.
Начинается подготовка к бичеванию. С Арестованного срывают одежды и привязывают
Его руки к шесту над головой. Римский легионер делает шаг вперед. В руках у
него бич - флагрум (флагеллум). Это короткий кнут, состоящий из нескольких
тяжелых кожаных плетей, к концу каждой из которых крепятся два маленьких
шарика, свинцовых или костяных.
Свист бича - и свирепые удары
обрушиваются на плечи, спину, ноги Иисуса. Поначалу плети рассекают только
кожу, потом проникают глубже в подкожные ткани. Кровь сочится из капилляров и
вен, затем начинает хлестать струей из мышечных артерий. Свинцовые (костяные)
шарики образуют обширные кровоподтеки, которые быстро превращаются в открытые
раны. Очень скоро спина превращается в сплошное кровавое месиво, с которого
свисают длинные полоски кожи. Видя, что Избиваемый близок к смерти, центурион
приказывает прекратить бичевание.
Иисуса, почти потерявшего сознание,
отвязывают, и Он падает на каменные плиты, истекая кровью. Римские солдаты
потешаются над Евреем из захолустного городка, возомнившим Себя Царем! Они
набрасывают Ему на плечи багряницу и суют в руку трость; для полной потехи не
хватает только венца. Солдаты сооружают подобие венка из колючих ветвей,
которые обычно идут на растопку, и надевают Ему на голову, вдавливая шипы
глубоко в кожу. Солдаты насмехаются над Ним, бьют по лицу, затем вырывают из
рук трость и наносят удары по голове, отчего шипы впиваются еще глубже. Вдоволь
наглумившись и устав, наконец, от своих кровавых забав, они срывают с Него
багряницу, которая уже успела пропитаться кровью и прилипнуть к спине. Это
причиняет Иисусу невыразимую боль - как если бы бичевание возобновилось; и раны
вновь начинают кровоточить...
В отличие от еврейского обычая,
римляне возвращают Иса Его одежду. Затем на плечи Ему водружают тяжелую
перекладину креста - патибулум, и процессия, состоящая из приговоренного к
распятию Христа, двух преступников и исполнителей казни - римских солдат с
центурионом во главе, медленно движется на Голгофу. Как ни старается Иисус идти
прямо, после вызванного кровопотерей шока, тяжесть креста для Него невыносима.
Он спотыкается и падает; грубая древесина врезается в открытые раны на плечах…
Он пытается встать - но сил уже не осталось. Тогда центурион, озабоченный тем,
чтобы казнь состоялась в срок, выбирает из прохожих дюжего Симона Киринеянина и
велит ему нести крест. Иса следует за ним, обливаясь холодным, липким потом -
последствие шока. Наконец путь в 600 метров из крепости Антония на Голгофу
завершен. С Иисуса вновь срывают одежду, оставив лишь дозволенную евреям
повязку, прикрывающую чресла.
Перед началом казни Иисусу
предлагают вина с миррой - слабое болеутоляющее средство, - но Он отказывается
пить. Симону приказывают положить перекладину на землю. Ису прижимают к ней
и разводят Ему руки в стороны. Легионер нащупывает углубление на запястье и
быстро пронзает огромным железным гвоздем, вколачивая его поглубже в древесину,
затем быстро переходит на другую сторону и проделывает то же со вторым
запястьем. Руки при этом слегка провисают, и ими можно шевелить. Перекладину с
висящим на ней Иисусом водружают на основание креста и прибивают над ней титул.
Надпись гласит:
"Сей есть Иисус, Царь Иудейский"
(Мт.27:37).
Затем Ему скрещивают ноги, оставив
их слегка согнутыми в коленях, и, вытянув вниз стопы, протыкают подъем каждой
длинным гвоздем. Вот теперь Жертва распята. Из-за того, что Он медленно
оседает, перемещая вес на гвозди в руках, мучительная огненная боль пронзает
пальцы, затем - руки, и разрывается в мозгу - гвозди в запястьях давят на
срединные нервы. Он подтягивается вверх, чтобы унять усиливающуюся боль, и
полностью переносит Свой вес на пронзенные ноги. Происходит новый приступ обжигающей
боли от разрыва нервов между костями предплюсны ноги.
Далее руки ослабевают, и мышцы
сковывают жестокие судороги, сопровождающиеся непрерывной пульсирующей болью.
Теперь Он уже не может подтянуться: мышцы грудной клетки парализованы, из-за
этого неспособны действовать и межреберные мышцы. Он может вдохнуть воздух, но
не может выдохнуть. Иисус из последних сил пытается приподняться, чтобы сделать
хотя бы один короткий вздох. В конце концов, в легких и кровотоке накапливается
углекислота, и судороги частично утихают. Время от времени Ему ценой
невероятных усилий удается подтянуться повыше и вдохнуть живительного
кислорода. Несомненно, что именно в такие мгновенья Он и произнес те семь
коротких предложений, которые записаны в Евангелиях.
Первое было обращено к римским
солдатам, которые делили Его одежды, бросая жребий: "Отче! Прости им, ибо
не знают, что делают" (Лк.23:34). Второе - к раскаявшемуся злодею:
"Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лк.23:43).
Третье - к охваченному ужасом и горем Иоанну, возлюбленному апостолу: "Се,
Матерь твоя!" (Ин.19:26, 27). Четвертое - крик отчаяния, начало 21-го
Псалма: "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" (Мф.27:46).
Долгие часы этой непрекращающейся
муки, судороги, от которых вот-вот разорвутся суставы, наплывы удушья, жгучая
боль в исполосованной спине при движении вверх-вниз по грубому деревянному
кресту… Но и это еще не все. Начинается новое мучение: сокрушительная боль в
груди, нарастающая по мере того, как перикард медленно наполняется сывороткой и
сдавливает сердце.
Все почти кончено - потеря жидкости
в тканях достигла критического уровня; сдавленное сердце последними тяжелыми
толчками посылает в ткани густую медленную кровь; истерзанные легкие отчаянно
пытаются ухватить глоток воздуха; обезвоженные ткани шлют поток сигналов в
мозг…
"После того Иисус, зная, что
уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду" (Ин.19:28). Это
- пятое, что Он произнес на кресте.
И снова вспомним пророческий 21-й
Псалом: "Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильнул к гортани моей,
и Ты свел меня к персти смертной" (Пс.21:16).
К Его губам подносят губку,
смоченную дешевым кислым вином, напитком римских легионеров. Но Он, по всей
видимости, уже не может пить; тело Его вот-вот проститься с жизнью. Ощущая
смертный холод, Он говорит: "Совершилось" (Ин.19:30). Да, искупление
совершилось. Теперь Он может позволить Своему телу умереть. Последним
немыслимым усилием Он выпрямляет ноги, делает глубокий вдох и произносит Свои
последние слова: "Отче! в руки Твои предаю дух Мой" (Лк.23:46).
Остальное вы знаете. Евреи
попросили убрать тела распятых с крестов, чтобы их видом не осквернять субботу.
Обычно распятие завершалось тем, что жертвам перебивали голени. После этого
человек уже не мог подтянуться на кресте, вся тяжесть ложилась на грудные
мышцы, и потому быстро наступало удушье. Солдаты так и поступили с обоими
разбойниками, но подойдя к Иисусу, увидели, что этого можно уже не делать...
Для того, чтобы убедиться в Его смерти, один из легионеров ткнул копьем
в пятый промежуток между ребрами, прямо в сердце, пронзив перикард. По
свидетельству Иоанна, "тотчас истекла кровь и вода" (Ин.19:34).
"Водой" здесь названа жидкость из околосердечной сумки; кровь же
текла из самого сердца. Таким образом, у нас есть весьма убедительное
посмертное доказательство того, что наш Господь умер не обычной при распятии
смертью от удушья, но от острой сердечной недостаточности...